Методические рекомендации по реализации ФГОС ОВЗ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 февраля 2017 г. № 07-818
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ
ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ОВЗ
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей направляет для
использования в работе Методические рекомендации по сопровождению образовательной
деятельности в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС ОВЗ), разработанные по итогам
мониторинга введения ФГОС ОВЗ, проведенного в 2016 году Российским университетом дружбы
народов, в рамках государственного задания "Разработка комплексного научно-методического
обеспечения мониторинга поэтапного введения ФГОС для детей с ОВЗ в субъектах Российской
Федерации и его проведение".
Директор Департамента
государственной политики
в сфере защиты прав детей
Е.А.СИЛЬЯНОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
РУКОВОДИТЕЛЯМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ
ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Содержание
В рамках Плана действий по реализации федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС ОВЗ), утвержденного 11 февраля
2015 г. министром образования и науки Российской Федерации № ДЛ-5/07вн и в соответствии с
госзаданием "Разработка комплексного научно-методического обеспечения мониторинга поэтапного
введения ФГОС для детей с ОВЗ в субъектах Российской Федерации и его проведение" Российским
университетом дружбы народов разработаны методические рекомендации.
Данные рекомендации имеют целью представить варианты организации деятельности в
образовательных организациях Российской Федерации по созданию условий для получения
образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС
ОВЗ.
При реализации ФГОС ОВЗ целесообразно учитывать наличие модели, определяющей
последовательность и содержание действий по их введению в работу образовательной организации.
Приоритетным направлением деятельности системы образования Российской Федерации
является обеспечение доступности и качества образования лиц с ограниченными возможностями и
инвалидностью.
В соответствии с письмом Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей
Минобрнауки России от 24 февраля 2016 года № 07-756 "О проведении мониторинга" в период с 15
апреля 2016 года по 15 октября 2016 года проводился всероссийский мониторинг введения ФГОС ОВЗ
посредством заочного анкетирования специалистов органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, результаты которого
положены в основу данных рекомендаций.
Цель мониторинга - определить готовность регионов к введению ФГОС ОВЗ.
Мониторинг включал следующие направления изучения деятельности общеобразовательных
организаций:
- нормативно-правовое и финансовое обеспечение деятельности общеобразовательных
организаций в условиях апробации ФГОС ОВЗ;
- финансовое обеспечение общеобразовательных организаций в условиях введения ФГОС ОВЗ;
- организационно-методическое обеспечение общеобразовательных организаций в условиях
введения ФГОС ОВЗ;
- информационное обеспечение введения ФГОС ОВЗ;
- материально-техническое обеспечение общеобразовательных организаций в условиях
введения ФГОС ОВЗ;
- психолого-педагогическое обеспечение общеобразовательных организаций в условиях
апробации ФГОС ОВЗ;
- кадровое обеспечение общеобразовательных организаций (готовность педагогов 1-х классов к
реализации ФГОС ОВЗ).
Методические рекомендации подготовлены на основе анкет, предоставленных 84 регионами
Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ для каждой из категории детей с ограниченными
возможностями здоровья (далее - ОВЗ) должно осуществляться комплексное психолого-медико-
педагогическое сопровождение в условиях образовательного процесса всех детей с ОВЗ, с учетом
состояния здоровья и особенностей психофизического развития. Последние описаны и в целом
определены в соответствующих общих характеристиках каждой из категорий детей с ОВЗ.
Сопровождение ребенка с ОВЗ в образовательной среде определяется как создание
оптимальной организации образовательной среды, соотнесенной с возможностями такого ребенка и
реализации программы коррекционной работы соответствующей образовательной программы. В этом
случае силами всех участников образовательного процесса должно быть создано равновесие между
образовательными воздействиями (организацией программ обучения, характером и организацией
межличностного взаимодействия, в том числе мотивационных воздействий, организации
образовательного пространства и т.п.) и индивидуальными возможностями ребенка. В соответствии с
требованиями ФГОС ОВЗ для каждой из категорий детей с ОВЗ организационный раздел основной
образовательной программы всех образовательных организаций должен содержать:
- описание системы психолого-педагогических условий и ресурсов, которые должны
обеспечивать выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья при освоении ими рекомендуемой образовательной
программы и их дальнейшую интеграцию в образовательной организации;
- реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-
педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с ограниченными
возможностями здоровья с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- создание специальных условий воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности;
- использование специальных образовательных программ, разрабатываемых образовательной
организацией совместно с другими участниками образовательного процесса, специальных учебных и
дидактических пособий; соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением
медицинских работников; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.
Мониторинг показал, что по состоянию на январь 2016 года все образовательные организации
Российской Федерации, в контингенте которых есть дети с ОВЗ, имеют лицензии на право
образовательной деятельности. В 2016/17 учебном году зачислено 58 576 первоклассников,
обучающихся по ФГОС ОВЗ. В связи с этим представляется важным вопрос готовности школ к
организации образования детей с ОВЗ в соответствии с современными требованиями и введению
ФГОС ОВЗ. С этой целью в регионах обеспечен комплекс мероприятий по повышению квалификации
педагогов, в первую очередь учителей начальных классов, информированию педагогической и
родительской общественности о переходе на ФГОС ОВЗ с 1 сентября 2016 года в штатном режиме.
Работа по созданию доступной среды в общеобразовательных организациях субъектов
Российской Федерации проводилась по нескольким направлениям: создание нормативно-правовой
базы для развития инклюзивного образования; повышение архитектурной доступности; обеспечение
коррекционно-реабилитационным оборудованием; развитие кадрового потенциала; методическое
сопровождение; информационное сопровождение; формирование толерантных отношений.
Для организации коррекционно-реабилитационного процесса школами закуплены компьютерное
и специализированное оборудование (аппаратно-программные комплексы для слабовидящих детей;
аппаратно-программные комплексы для детей с нарушениями в развитии опорно-двигательного
аппарата [ДЦП]; комплекты звукоусиливающего оборудования для слабослышащих детей; рабочие
места для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; коррекционно-развивающие
программные комплексы для проведения индивидуальных и фронтальных занятий по развитию,
коррекции слуха и речи; кабинеты педагога-психолога, и [или] сенсорные комнаты, и [или] кабинеты
логопеда; цифровые модульные системы для работы с текстом и универсальные цифровые
устройства многоцелевого назначения с синтезом речи для записи и воспроизведения звуковой
информации).
Нормативно-правовой и методологической основой адаптированной основной
общеобразовательной программы (АООП) являются: Федеральный закон Российской Федерации от
29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ № 273); ФГОС
ОВЗ, утвержденные приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 19
декабря 2014 г. № 1598 и № 1599.
Основой эффективного психолого-педагогического сопровождения является выполнение ряда
системообразующих условий. К ним относятся:
1. Качественное определение специальных условий для получения образования на психолого-
медико-педагогической комиссии (ПМПК).
2. Наличие в образовательной организации психолого-медико-педагогического консилиума
(ПМПк), высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих реализацию психолого-
педагогического сопровождения.
3. Материально-техническое и программно-методическое обеспечение образовательного
процесса.
4. Наличие в шаговой доступности образовательных и иных организаций, обеспечивающих
дополнительное комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ вне образовательной организации, в
которой он обучается.
В связи с тем, что все школы и детские сады относятся к общеобразовательным организациям,
приведем схему образовательных программ, реализуемых в современной школе.
Обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации может осуществляться
как по адаптированной образовательной программе, разработанной для каждого ребенка с ОВЗ, так и
в условиях отдельного класса для детей глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых,
слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с
задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического
спектра, со сложными дефектами, осуществляющего образовательную деятельность по
адаптированной основной общеобразовательной программе, т.е. образовательной программе,
адаптированной для обучения определенной категории лиц с ограниченными возможностями
здоровья (до 01.09.2013 - образовательная программа специальных [коррекционных]
образовательных учреждений I - VIII видов) (п. 5 ст. 79 ФЗ № 273), разрабатываемой на уровень
образования.
Адаптированная основная образовательная программа любого уровня образования
разрабатывается педагогами образовательной организации самостоятельно, с учетом требований
ФГОС соответствующего уровня.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получают
образование по варианту 1 или 2 АООП, которая при необходимости индивидуализируется
(специальная индивидуальная программа развития - СИПР, индивидуальный учебный план),
учитывая образовательные потребности отдельного обучающегося с умственной отсталостью.
АООП для обучающихся любых категорий ОВЗ может быть реализована в разных формах: как
совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных
организациях. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования
детьми с ОВЗ.
Адаптированная образовательная программа - это образовательная программа,
адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на
базе основной образовательной программы (ООП) определенного уровня образования, с учетом
индивидуальных образовательных потребностей и психофизических особенностей на период,
определенный образовательной организацией самостоятельно, с возможностью ее изменения в
процессе обучения.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается для обучающегося
с сочетанными нарушениями, в том числе, с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или
глубокой степени, максимально на один год на основе АООП, учитывает индивидуальную специфику
образования ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
???????????????????????????????????????????????????????????????????????????
? Обучение на дому ?
???????????????????????????????????????????????????????????????????????????
???????????????????????????????????????????????????????????????????????????
? Общеобразовательная организация: ?
? ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС О у/о ?
???????????????????????????????????????????????????????????????????????????
?????????????????????????????? ???????????????????????????????????????????
?Основная общеобразовательная? ? ФГОС НОО ОВЗ ?
?программа: ДО, НОО, ООО, СОО? ? Адаптированная основная образовательная ?
?????????????????????????????? ? программа начального общего образования ?
? ? ? АООП НОО ?
? ? ???????????????????????????????????????????
????? ? ???????????????????????????????????????????????????????
?АОП? ? ? Варианты АООП НОО: ?
????? ? ? 1.1, 1.2, 2.1, 3.1, 3.2, 4.1, 4.2, 5.1, 5.2, 6.1, ?
? ? 6.2, 7.1, 7.2, 8.1, 8.2 ?
? ???????????????????????????????????????????????????????
? ?????????????????????????????????????????????????? (????)
? ?АООП 1.3, 1.4, 2.3, 3.3, 4.3, 6.3, 6.4, 8.3, 8.4??????СИПР?
(????) ?????????????????????????????????????????????????? (????)
?СИПР? ????????????????????????????????????????????????????????????
(????) ? Адаптированная основная общеобразовательная программа ?
? Варианты АООП: 1, 2 ?
????????????????????????????????????????????????????????????
?ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью?
???????????????????????????????????????????????????????
Обращаем внимание на то, что в рамках реализации ФГОС НОО ОВЗ при обучении детей с ОВЗ
по вариантам 1 и 2 АООП к окончанию уровня начального общего образования результаты обучения
должны соответствовать требованиям ФГОС НОО, т.е. уровень обученности ребенка с ОВЗ должен
соответствовать уровню обученности нормально развивающегося сверстника, и, соответственно, не
должно быть академических задолженностей по предметам. А при обучении детей с ОВЗ по
вариантам 3 и 4 АООП этого же стандарта, к окончанию уровня начального общего образования
результаты обучения могут не соответствовать требованиям ФГОС НОО, т.к. эти варианты
реализуются для обучающихся с различными степенями умственной отсталости. Это, при обучении
детей в инклюзивных классах, позволяет переводить их в следующий класс, т.к. для этой категории
детей образование является безуровневым.
Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций ПМПК,
сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического
обследования, с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида (ИПР) и в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации. Для создания специальных условий для
получения образования ребенком с инвалидностью и с ОВЗ необходимо межведомственное
взаимодействие всех социальных структур субъекта Российской Федерации и муниципальных органов
власти.
Взаимодействие в интересах ребенка с ОВЗ
???????????????????????????????????????????????????????????????????????????
????????????????????????????????
/????????? /???? ? Общеобразовательная ?
???????/ ? ?ПМПК? ? организация реализующая ?
?Иные организации? ????/ ? адаптированные основные ?
? /??????????? / (?????????????????)общеобразовательные программы?
?????/ / ? Ребенок с ОВЗ в ? (бывш. СКОУ) ?
/ППМС ? инклюзивной ???????????????????????????????
/-центр? практике (АОП) ? ???????????????
????????(?????????????????)?? Система ??
/?????????????? (???????????? ?здравоохранения?
? Бюро МСЭ ? ? Система ? ?? ??
? (для детей с ? ?соц. защиты? ???????????????
?инвалидностью)? (???????????)
????????????????
Администрация образовательной организации несет ответственность за создание и реализацию
необходимых специальных условий образования обучающегося с ОВЗ, определенных в заключении
ПМПК.Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в общеобразовательных
организациях, реализующих адаптированную образовательную программу и специальные
образовательные условия, рекомендуемые психолого-медико-педагогической комиссией,
рассматриваются как междисциплинарная деятельность специалистов этой образовательной
организации, направленная на оптимальное в соответствии с возможностями включение ребенка в
образовательную среду вместе с другими, не имеющими подобных ограничений детей, и
поддержание его социально-психологической и образовательной адаптации на всем протяжении его
обучения и воспитания.
В целом психолого-педагогическое сопровождение представляет собой комплекс различных
диагностических, коррекционно-развивающих, профилактических, организационных и
просветительских технологий, реализуемых специалистами консилиума образовательной
организации. Важнейшим звеном психолого-педагогического сопровождения является деятельность
психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации, не только выявляющего
детей, испытывающих трудности обучения и определяющего стратегию работы с ними, но и
разрабатывает, с обязательным привлечением учителей, адаптированную образовательную
программу для обучающегося с ОВЗ.
Организационная схема комплексного сопровождения
обучающихся в субъекте Российской Федерации
???????????????????????????????????????????????????????????????????????????
? Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи ?
???????????????????????????????????????????????????????????????????????????
???????????????????????????????????????????????????????????????????????????
? ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ (ПМПК) ?
???????????????????????????????????????????????????????????????????????????
???????????????????????????????????????????????????????????
? Территориальная ПМПК ?
???????????????????????????????????????????????????????????
? ? ??????????????????????????????????????????????????????
? ? ? Региональные ресурсные центры по сопровождению ?
? ? ? образования обучающихся с ОВЗ. ?
? ? ? Городские (районные) методические службы, центры, ?
? ? ? отделы и кабинеты при муниципальных органах ?
? ? ? управления образованием. ?
? ? ??????????????????????????????????????????????????????
/ ? / /
?????????????????????????????????????????????????????????????????
? ? Группа по введению ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО ?
?????????????????????????????????????????????????????????????????
/
(???????????????????????????????????????????????????????????????)
? Психолого-педагогический консилиум + учителя = АОП (АООП) ?
? обучающийся с ОВЗ ?
(???????????????????????????????????????????????????????????????)
Подчеркнем необходимость включения в комплексную систему сетевого взаимодействия не
только учреждений дополнительного образования детей, но и включения педагогов дополнительного
образования общеобразовательных организаций, а в рамках межведомственного взаимодействия -
привлечения специалистов других ведомств (здравоохранение, социальная защита, спорт, культура).
Организация взаимодействия сотрудников
образовательной организации в рамках реализации
адаптированных образовательных программ обучающихся
с ОВЗ, в том числе с инвалидностью
Группа Функционал
1 2
Администрация - Проектирование образовательного процесса с учетом разработки и
реализации адаптированной образовательной программы и
индивидуального учебного плана для детей с ОВЗ;
- финансовое обеспечение реализации АОП;
- внесение изменений в существующие и разработка новых локальных
нормативно-правовых и регламентирующих документов (устав школы,
ООП ОО, приказы, положения и т.д.);
- кадровое обеспечение реализации АОП (наличие кадров, повышение
квалификации, стимулирование);
- обеспечение материально-технических условий (безбарьерной среды,
специального учебного оборудования, оборудования для использования
тех или иных приемов, технологий, информационно-коммуникативной
среды);
- поиск необходимых ресурсов, социальное партнерство и сетевое
взаимодействие (организация сотрудничества с ППМС-центрами,
общественными организациями, учреждениями здравоохранения,
социального обеспечения и др.);
- организация мониторинга эффективности деятельности специалистов
Специалисты психолого-
педагогического
сопровождения (педагог-
психолог, учитель-логопед,
- Разработка и реализация адаптированной образовательной программы и
индивидуального учебного плана;
- отслеживание динамики развития обучающегося;
- оценивание успешности обучающегося с ограниченными возможностями
учитель-дефектолог,
социальный педагог,
тьютор) - члены психолого-
педагогического
консилиума (ППк)
здоровья в освоении программ и в случае необходимости внесение
необходимых корректив;
- помощь педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения;
- проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих
занятий;
- консультирование родителей
Учитель - Проектирование образовательного процесса с учетом реализации АОП,
создание условий для развития потенциала каждого ребенка:
- участие в разработке адаптированных образовательных программ;
- разработка рабочих программ по предметным областям с учетом
образовательных потребностей и возможностей обучающихся;
- организация развивающей среды в классе;
- формирование у детей отношений сотрудничества, принятия;
- формирование у всех обучающихся учебной мотивации;
- выстраивание содержания обучения в соответствии с образовательными
потребностями и возможностями каждого обучающегося;
- применение технологий обучения и воспитания, отвечающих задачам
развития всех детей и индивидуальных образовательных программ;
- адаптация содержания основных и дополнительных учебных материалов
(учебников, рабочих тетрадей и т.д.);
- выстраивание взаимоотношений сотрудничества с родителями
обучающихся, в том числе детей с ОВЗ
Воспитатели группы
продленного дня, педагоги
дополнительного
образования
- участие в разработке и реализации адаптированных образовательных
программ;
- помощь учителю в решении задач социальной адаптации и
формирования социальной компетентности детей, в том числе детей с
ОВЗ;
- применение технологий обучения и воспитания, способствующих
раскрытию творческого потенциала и самореализации детей, в том числе
детей с ОВЗ
Этапы разработки АОП для обучающегося с ОВЗ
в образовательной организации
Этап Шаги проектирования
АОП
Содержание деятельности
1 2 3
Предварительный Предварительная оценка
особых образовательных
потребностей ребенка с
ОВЗ и запроса
родителей
Администрация ОО (при наличии заключения ПМПК и
[или] рекомендаций ИПРА):
- определяет междисциплинарную команду специалистов
психолого-педагогического сопровождения;
- при отсутствии в ОО необходимых специалистов
администрация рассматривает варианты привлечения
дополнительных ресурсов (сотрудничество с ППМС-
центром, муниципальной службой психолого-
педагогического сопровождения, привлечение волонтеров
и т.д.);
- заключает договор с родителями;
- проводит анализ информации о ребенке и его семье (см.
ниже)
Оценка требований
ФГОС общего
образования по уровню и
ФГОС НОО ОВЗ,
примерных основных
образовательных
программ, в том числе
адаптированных
- изучение документации: нормативно-правовой, учебно-
методической;
- разработка локальных регламентирующих актов:
приказа о деятельности ПМПк, службы психолого-
педагогического сопровождения и т.д.
Диагностический Проведение
комплексного
обследования ребенка
педагогом-психологом,
- организация диагностической работы учителя и
специалистов психолого-педагогического сопровождения
в режиме взаимодействия;
- подготовка заключений о психологических особенностях
учителем-логопедом,
педагогами
ребенка, сформированности учебных навыков, специфике
взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.
Основная задача - описание зон ближайшего и
актуального развития, определение особых
образовательных потребностей учащегося, уровня
обученности. Определение направлений деятельности
учителя (воспитателя) и специалистов.
Описание необходимых
ребенку с ОВЗ
специальных
образовательных
условий с учетом
возможностей и
дефицитов развития
- организация деятельности ППк: обсуждение заключений
специалистов, принятие решения о необходимости
разработки АОП;
- определение конкретных условий
Разработка Проектирование АОП Деятельность учителя и специалистов сопровождения в
рамках создания АОП.
Организация обсуждения АОП. При необходимости -
привлечение специалистов ППМС-центра в рамках
сетевого взаимодействия. Согласование с родителями
Определение временных
границ реализации АОП
Четкое формулирование
цели АОП (Совместно с
родителями!)
Определение круга задач
в рамках реализации
АОП
Определение
содержания АОП
(коррекционный,
образовательный
компоненты)
Планирование форм
реализации разделов
АОП
Определение форм и
критериев мониторинга
учебных достижений и
формирования
социальной
компетентности
обучающегося
Определение форм и
критериев мониторинга
эффективности учебной
и коррекционной работы
Реализация Практическое
применение АОП
- организация деятельности учителя и специалистов
психолого-педагогического сопровождения в соответствии
с Программой и планом;
- организация мониторинга учебных достижений и
социальной компетентности ребенка;
- организация мониторинга эффективности коррекционной
работы
Анализ и
коррекция
Определение сроков и
способов анализа и
коррекции АОП
- организация деятельности ПМПк по анализу
эффективности работы, динамики развития и учебных
достижений ребенка;
- внесение корректив в АОП
Представленная последовательность действий специалистов ОО соблюдается, если у ребенка
есть заключение ПМПК с указанием обучения по определенному варианту АООП, в том числе
ребенка с инвалидностью или обучающегося, имеющего рекомендации врачебной комиссии
(медицинской организации) по обучению на дому. Обращаем ваше внимание на то, что требования
ФГОС по объемам учебной нагрузки для всех обучающихся, в том числе для обучающихся на дому,
должны быть выполнены полностью, то есть не допускается уменьшение учебных часов и, тем более,
отсутствие у ребенка, обучающегося на дому, контактных часов работы с учителем по отдельным
предметам.
При выявлении трудностей в освоении основной образовательной программы определенного
уровня образования (в случае отсутствия заключения ПМПК), первым шагом администрации и
специалистов образовательной организации будет привлечение внимания родителей к данной
ситуации и рекомендации посетить ПМПК. При несогласии родителей на прохождение ПМПК ребенку
оказываются образовательные услуги на общих основаниях.
По результатам мониторинга готовности системы общего образования к введению ФГОС ОВЗ на
региональном уровне необходимо:
- обеспечить полное комплектование штатов психолого-медико-педагогических комиссий в
соответствие с требованиями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
20 сентября 2013 г. № 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической
комиссии";
- обеспечить полное комплектование штатов служб комплексного сопровождения детей с ОВЗ в
общеобразовательных организациях (ПМПк) в соответствии с требованиями приказа Министерства
образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования" (далее - приказ № 1015);
- обеспечить введение ставок тьюторов, ассистентов для сопровождения детей с ОВЗ, детей-
инвалидов в штатное расписание общеобразовательных организаций исходя из количества
рекомендаций ПМПК и с учетом требования приказа № 1015;
- продолжить создание доступной архитектурной среды в общеобразовательных организациях;
- продолжить повышение квалификации, профессиональную переподготовку педагогов,
осуществляющих обучение детей с ОВЗ в соответствии со сроками введения ФГОС ОВЗ;
- обеспечить вариативность моделей обучения детей с ОВЗ;
- обеспечить условия для социальной инклюзии в рамках внеурочной работы
общеобразовательных организаций для детей, которым рекомендовано обучение на дому;
- обеспечить регулярный мониторинг введения ФГОС ОВЗ в общеобразовательных
организациях;
- повышать информирование родителей детей с ОВЗ о введении ФГОС ОВЗ, условиях,
созданных в образовательных организациях для обучения детей с ОВЗ, инвалидностью в субъекте
Российской Федерации через размещение соответствующей информации на официальном сайте
регионального органа управления образованием и на сайтах образовательных организаций;
- повышать информирование административных и педагогических работников по вопросам
нормативного регулирования образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, требований ФГОС
ОВЗ, разработки АООП.